Летопись школьной жизни

Создание Летописи школьной жизни

Уважаемые выпускники!

В 2000 году, к столетию школы, усилиями педагогов и выпускников было положено начало созданию Летописи школьной жизни. Кропотливый труд, заинтересованный поиск, тщательная работа с документами позволили осветить славные периоды истории школы.

В Летописи рассказывается о нескольких этапах истории школы:

  • реальное училище;

  • суворовское училище;

  • школа- Пролетарка;

  • СОШ № 5

В настоящее время возникла необходимость продолжить Летопись школы, так как ведение Летописи представляет собой большой образовательно-воспитательный потенциал.

В этом году в гимназии запущен долгосрочный исследовательский прект «История школы-история страны».

Цель проекта - упомянуть об основных этапах становления школы, не предать забвению труд каждого педагога, рассказать о выпускниках школы, прославивших ее своими достижениями.

Задачи проекта:

  • организация проектной деятельности учащихся, направленная на сохранение исторической памяти и культурного наследия;

  • ознакомление детей с интересными страницами истории гимназии, жизнью интересных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, биографиями выпускников;

  • воспитания у учащихся патриотизма, бережного отношения к истории и многолетним традициям гимназии;

  • создание условий для реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся;

накопление и демонстация материалов.

Инициативной группой учителей и учащихся разработан план работы исследовательского проекта «История школы-история страны».

Уважаемые друзья! Для расширения сведений о выпускниках и педагогах школы просим вас заполнить следующие Анкеты.

Анкета выпускника СОШ скачать

Анкета классного руководмтеля и учителя скачать

«Выпускники школы, работающие учителями в стенах родной школы»

В рамках исследовательского проекта «История школы-история страны» рабочая группа завершила работу первого этапа исследовательского проекта «Выпускники школы, работающие учителями в стенах родной школы». Презентация собранных материалов о преподавателях нашей гимназии, выпускниках нашей же школы, Шелехове В. И., Хизетиной М. Ч., состоялась в международный день учителя. Красочные планшеты с фотографиями находятся в школьной библиотеке.

Хизетина Мариета

Черимовна

училась в СОШ №5

с 1956 по 1966 год

Школа оставила яркий след в жизни талантливой, целеустремленной, активной ученицы. Теплые и добрые воспоминания о любимых учителях остались в памяти на всю жизнь.Своими воспоминаниями Мариета Черимовна охотно делится с нынешними поколениями учеников.

Там в тени каштановых алей,

Где в высоких кронах ветер ропщет,

Вся из старых красных кирпичей

Школа № 5 нас в жизнь выводит.

(Из моих первых сочинений.)

Вот так и меня школа вывела в жизнь в 1966 году. Мое первое знакомство со школой № 5 состоялось 1961 году, когда нас практически всем классом перевели из начальной школы № 4.

После маленькой компактной школы новая школа показалась мне настоящим дворцом. Я была просто ошеломлена старинным величественным зданием с просторными светлыми коридорами, с огромными колоннами, причудливыми окнами.

На стенах висели картины. И как потом оказалось, они были нарисованы бывшими и нынешними учениками. А под одной из них я прочитала, что это работа ученика 10 класса Шелехова Валерия, моего двоюродного брата, а ныне учителя ОБЖ нашей гимназии № 5.

Большим чудом для меня была и парадная чугунная лестница. Я такую до прихода в пятую школу видела только в кино. Естественно, мы, так называемые «новобранцы», стали носиться по ней вверх-вниз, получая огромное удовольствие от гула, который создавали, топая по железным ступеням.


И все же что для меня пятая школа?

Это, прежде всего, ее удивительные учителя.

О некоторых из них я обязательно хочу рассказать.

За многие годы своей истории школа видела разных директоров.

В годы моей учебы их сменилось трое: Червоненко Н.А. (1960-1961 гг.) и Панычева И.А. (1964-1970 гг.) я помню не очень хорошо.

А вот Прибыльский Николай Фомич (1962-1963 гг.) запомнился мне на всю жизнь.

Строгий,требовательный и в то же время справедливый он стал нашим кумиром.

Бывший офицер, в нем всегда чувствовалась военная выправка,он легко справлялся с самыми злостными нарушителями дисциплины.Они у него ходили как по струнке и не потому, что боялись, а потому, что безмерно уважали.

Когда Николай Фомич погиб в аварии в 1963 году, для учителей и учащихся школы это было настоящее горе. Гроб с телом установили в актовом зале для прощания. Рыдали все, а больше всех те ребята, которым от него немало доставалось. Они несли гроб от школы до кладбища на руках.

В годы моей учебы в школе сложился творческий, работоспособный и очень слаженный коллектив учителей: Л.Н.Бублий, Л.Г.Пугачева, Е,М.Качуро, В.З. Треба, С.Д.Белоногова, Ф.И.Расторгуев, З.И.Акимова, К.И.Олейникова,Шостак Л.И.

Закончивала школу Мариета, находясь «меж двух огней» - учителя буквально боролись за свою воспитанницу, проча ее то в переводчики, то в журналисты. В итоге победил английский.

В 1966 году Мариета Черимовна поступила в Адыгейский педагогический институт на факультет иностранных языков.

Окончив институт, уехала работать в сельскую школу. Именно в той школе ее первые ученики помогли поверить в призвание, зажгли огонь любви к своей профессии.

Хизетина М.Ч.- учитель английского языка, Отличник Просвещения.

Проработала в СОШ (гимназии №5) более 40 лет, вырастила истиных знатоков и ценителей языка Байрона и Шекспира.

В 1972 году зам. директора школы Паланская Н.А. предложила Мариете «временно» поработать в родной школе. С тех пор школа №5 стала для Мариеты вторым домом, а жизнь до краев заполнилась работой.

Как классный руководитель Мариета Черимовна имеет за плечами 5 полных выпусков. Свои взаимоотношения с детьми Мариета Черимовна строит на основе взаимного уважения и доверия. В детях она ценит обязательность, порядочность, ответственность и доброту.

Мариета Черимовна верит, что учитель будет всегда.

По древнему, древнему закону вокруг учителя обязательно должны собираться ученики, а ведь это уже школа.

Так пусть это будет гимназия №5!

Мариета Черимовна считает, что завоевать сердца своих учеников непросто.Но если это произойдет, то можно сказать, что ты состоялся как учитель!

С теплом в душе,с улыбкой

Вспоминаем мы прошедшие года,

Мы жили дружно,было просто классно

В поездках и в походах вместе были

мы всегда,

За все спасибо нашим милым добрым

мамам классным ( и папам классным )

С пятого по седьмой класс моим классным руководителем и учителем английского языка была Шостак Людмила Исаевна. Энергичная, темпераментная, всегда модно одетая ,она входила в класс. Мы все сразу на несколько минут замирали, восхищенные и ошарашенные одновременно ее ярким экстравагантным нарядом. Она была маленького роста, поэтому старалась ходить на высоких каблуках. Мы любовались ее красивыми руками с красным маникюром и кольцами. Голос у нее был чистый, звонкий, она могла перекричать любого, но ей достаточно было уставиться пристальным взглядом на кого-то из мальчишек и тот сразу замолкал. У нас в классе был один мальчик Саитов Саша. Он любил прятаться в тумбочку, а потом во время урока вдруг неожиданно от туда появлялся и пугал Людмилу Исаевну. Уже потом, став более взрослой, я поняла, что мальчишки были просто в нее влюблены и таким образом пытались привлечь ее внимание. В конце концов Людмиле Исаевне надоели его незатейливые проказы и она однажды, придя на урок, заперла Сашку в тумбочке и продержала его там довольно долго. Саша был крупным и полным мальчишкой, высидеть там было нелегко, но зато эта мера навсегда отбила у него охоту проказничать.

Но самое интересное происходило на уроках английского языка.Я, проработав в пятой школе почти сорок два года, всегда основополагающим принципом для себя считала, что урок не должен превращаться в скучный, однообразный процесс, когда не только учитель, но и ученики практически засыпают. На уроках Людмилы Исаевны скучать не приходилось. Они проходили живо, интересно. Среди напряженной тишины вдруг раздавался взрыв негодования или смеха по какому-то поводу. Очередная разрядка, а потом опять сосредоточение на теме урока.

Мой интерес к английскому языку дремал довольно долго. Но когда Людмила Исаевна зацепила мое самолюбие замечаниями по поводу произношения, все изменилось. Желание доказать ей, что я не хуже, а где-то даже лучше других, привело к тому, что уже к концу пятого класса я стала одной из лучших учениц. Именно тогда я решила стать учителем английского языка.

Надо сказать, что внеклассная жизнь у нас била ключом, была бурной, живой,

наполненной красочными запоминающимися событиями, под стать самой классной руководительнице. Куда только Людмила Исаевна нас не привлекала. Никогда не забуду костюмированный Новогодний бал. Я и мой одноклассник Миш Лева были одеты в индийские костюмы. Мой был из ткани, а его из плотной бумаги.Во время танца я порвала его костюм. Он надавал мне оплеух, я дала сдачи.Неизвестно,чем бы все это закончилось если бы не Дед Мороз ( мой неизменный двоюродный братик Шелехов Валерий ). Уже в пятом классе Людмила Исаевна назначила меня старостой и я ею была на протяжении многих лет. Мне даже приходилось выступать на родительских собраниях ( по сценарию Людмилы Исаевны), а потом, за углом школы, поджидавшие меня мальчишки устраивали мне разборки..

У меня много воспоминаний, связанных с Людмилой Исаевной, но это отдельная история. Всю свою жизнь до ухода из нее она была моим добрым другом и наставником. Память о ней я сохраню навсегда.

Я многие годы поддерживаю теплые и дружеские отношения с дочерью Людмилы Исаевны Светланой. Света- выпускница пятой школы и у нее тоже не возникало сомнений, кем быть,-только учителем.Сидорова Светлана Юрьевна проработала в школе учителем математики около 20 лет. Получив выслугу,ушла из школы

чтобы полностью посвятить себя своей семье.

В восьмом классе моим классным руководителем стала учитель русского языка и литературы Олейникова Клавдия Ивановна.Как классный руководитель она мне не очень запомнилась (была всего год), а как учитель литературы открыла для меня удивительный мир произведений величайших поэтов и писателей. Клавдия Ивановна развивала наш читательский вкус, прививала интерес к литературе, учила постигать мир через книги.

Когда она рассказывала о творчестве какого-нибудь поэта или писателя я, как завороженная слушала ее. Она так выразительно декламировала стихи и читала отрывки из произведений, что казалось, что мыслями она уносилась в те далекие времена, о которых нам читала. Я просто влюбилась в творчество Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого. Я читала и перечитывала их произведения, старалась учить как можно больше стихов и цитат наизусть. Я стала красочно оформлять тетради по литературе иллюстрациями, репродукциями, фотографиями, кадрами из фильмов. Благодаря Клавдии Ивановне я стала взахлеб читать книги, вести дневник, на страницах которого делилась своими впечатлениями. Мои сочинения, особенно на свободные темы, Клавдия Ивановна зачитывала на уроках. Именно Клавдия Ивановна настойчиво стала рекомендовать мне подумать о журналистике. Позже я стала писать простенькие стишки на русском и английском языках, сочиняла сценарии уроков и внеклассных мероприятий, которые успешно использовала в своей педагогической работе.

В 9-10 классах моим классным руководителем был Треба Василий Захарович -талантливейший математик, чье имя было известно далеко за пределами Майкопа.

Я в своих воспоминаниях о нем писала так: «Отдал себя до капельки любимой математике.» На его уроках просто физически ощущалась влюбленность Василия Захаровича в свой предмет. Он преображался, все время улыбался, (что редко с ним бывало вне уроков),краснел от удовольствия, терпеливо, медленно и я бы сказала, очень нудно, объяснял ту или иную тему. На современном языке ученики бы его состояние на уроке назвали кайфом, но в те годы в нашем лексическом запасе такого слова не было. Удивительное дело, если до 9 класса я терпимо относилась к этому предмету (честно признаюсь, не любила математику), то в 9 классе я ее просто возненавидела. Будучи очень старательной ученицей, я постоянно учила теорию и по алгебре и по геометрии, но переложить все свои знания на практику, мне не удавалось. И даже репетиторы мне не смогли помочь. В результате, в аттестате с пятерками по гуманитарным предметам фигурировали тройки по предметам математического цикла.

Интересный факт заключался еще в том, что в нашем 9-В классе нас было 35 учащихся: 33 девочки и 2 мальчика. И вдруг классный руководитель-мужчина. Ему совершенно не было дела до наших девичьих переживаний и сантиментов. Классный папа, сухарь. Абсурд! Да и все тут. Нам оставалось только гордиться фактом, что наш классный – лучший математик.

Спустя пять лет, я пришла работать в свою родную школу учителем английского языка и мы с Василием Захаровичем стали коллегами. Как же доброжелательно и предупредительно он ко мне относился! Не могу вспоминать об этом без слез. Каким ошибочным было наше мнение о нем как о классном руководиле. Василий Захарович писал лирические стихи. Посвящал их всем женщинам в коллективе, в том числе и мне, сравнивая меня с розой. Не сухарь-математик, а физик-лирик.

Акимова Зоя Ивановна-учитель истории. Учитель – феномен в моей школьной жизни. Звонок на урок, мы спешим в класс. С этим учителем шутки плохи. Открывается дверь и Зоя Ивановна входит в класс. Маленького роста, порывистая, с неизменной улыбкой на губах берет в руки линейку и…начинается урок. Зоя Ивановна идет между рядами и спрашивает даты. Если не знаешь ответа, тут же получаешь линейкой по голове. И когда таких ударов (надо сказать довольно ощутимых), сыплется не один раз, то понимаешь, что даты надо учить. И я их учила, а потом благополучно отвечала на вступительных экзаменах в ВУЗ. Самое удивительное во всем этом: никому даже в голову не приходило обижаться или жаловаться куда-то.

Летят годы, мелькают дни, и всплывают в памяти лица учителей: строгие, справедливые и добрые. Когда, после отработки диплома в сельской школе, я вернулась в Майкоп, оказалось непростым делом устроиться на работу в школу. Случайно, гуляя с подругами в парке, я встретила Паланскую Надежду Александровну, заместителя директора по учебно-воспитательной работе в средней школе № 5. Она предложила мне поработать в родной школе.

Школа в те годы жила деловой, нелегкой, но интересной жизнью. В этом была большая заслуга администрации школы и лично Надежды Александровны. Ей были свойственны высокий профессионализм, творческий подход , обязательность, ответственность, огромная работоспособность, преданность делу. Неутомимая труженица, буквально жившая интересами школы, именно Надежда Александровна помогла мне поверить в свое призвание, зажечь огонек любви к своей профессии.

Шелехов Валерий Иванович

учился в СОШ №5 (СОШ№17)

с 1955 года по 1962

В школьные годы активно занимался спортом, неоднократно защищал честь школы в городских соревнованиях.

Активно посещал художественный кружок. В рисовании достиг больших успехов, долгие годы картины Валерия Шелехова висели в школьном коридоре при входе в школу.

Еще в школе получил навыки трудового обучения

После окончания школы Валерий Шелехов поступил в Северо-Кавказское военно-техническое училище Войск ПВО в г. Ордженикидзе.

После окончания училища был направлен в город Ташкент, затем Ашхабад


В возрасте 23 лет, с сентября 1966 года по май 1967 года был Советником посольства СССР во Вьетнаме, обучал военному делу.

После службы во Вьетнаме было присвоено звание старшего лейтенанта.

В 1968 году составе военного батальона был отправлен на Целину.

Шелехов В.И. награжден медалями

После окончания службы работал в городе Никополь, занимался допризывной подготовкой. В1992-1993 году работал учителем истории.

С сентября 1999 года пришел работать в СОШ №5 преподавателем ОБЖ и учителем истории.

Валерий Иванович ведет большую патриотическую работу

Занимается исследовательской работой с учащимися.

Работы учащихся неоднократно занимают призовые места.

Работает с допризывной молодежью, занимается организацией и проведением игры «Зарница»,

Неоднократно организовывал соревнования по пешеходному туризму.

Много лет Валерий Иванович занимается работой кружка ЮИД, под его руководством учащиеся неднократно становились призерами и победителями городских соревнований.

Валерий Иванович неустанно занимается воспитанием учащихся как на уроке, так и во внекласссной работе.

За многолетнюю добросовестную работу по воспитанию молодого поколения Шелехов В.И. награжден Грамотой Министерства Образования Республики Адыгея, Грамотами Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп»